Несколько слов о море


Я не умею писать о юге на севере, а о севере на юге. Чтобы верно передать ощущения от Лигурийского моря, мне нужно зарядиться до предела палящим солнцем, слышать неторопливые звуки домов и кухонь, слушать горлиц и отрывки музыки из чужих радиоприемников, вдыхать южные ароматы, приятные и не очень.
Окна Ментона 

Сейчас, когда волосы пропитались морской солью, организм наполнился соками спелых фруктов и калориями итальянской выпечки,  я могу перенести ощущения лета на бумагу. Я напишу о море, потому что для меня оно неизменно остается главным элементом отпуска: стремлением и воспоминанием. 

Черновики я всегда пишу от руки
В один из заплывов я задумалась о том, как сильно отличаются мои мысли в зависимости от направления куда я плыву. Чем дальше от берега, тем меньше мысли связаны с реальностью, они преобразуются в мечты, легкие, безъякорные, не обремененные обязанностями и не привязанные к возможностям. Плыть к горизонту легче и приятнее. Вода становится прозрачнее, сверкающий пузырьки воздуха рассеиваются во круг меня по воде, как порвавшаяся нитка жемчуга,  приглушенный шум брызг расслабляет сознание. 

К счастью есть буйки, стражи на границе реальности и грез, напоминающие, что время мечтаний истекло, силы будут скоро на исходе, пора разворачиваться лицом к реальности. 

Я не заплываю за буйки. Я не плохо плаваю, но я не люблю нарушать установленные правила и чувствую себя неуютно за этой выдуманной чертой. За буйками волшебный замком больше нет, волны кажутся грубыми и недружелюбными, сознание концентрируется на анализе ситуации и оценке собственных  сил, я чувствую себя одиноко. За буйками уже не отпуск. 

На обратном пути, я не думаю больше о параллельных мирах. Чем ближе к берегу, тем реальнее становятся мысли: где я оставила шлепки, что на обед, как обойти других (потенциально ковидных) купальщиков, не обгорел ли нос. Тем не менее, плывя к берегу в Ментоне, глаза наслаждаются красивейшим городским пейзажем разноцветных домов Старого города, а на горе светится золотом купол скорбященской часовни иконы Пресвятой Богородицы "Всех Cкорбящих Радость".

Вид на Ментон со стороны старого порта 

 В Ментоне два основных пляжа и как будто два разных моря. Поздно вечером мне нравится плавать на "детском" пляже с видом на зеленые горы с вкрапленными в них виллами. Днем, les sablettes - ужасное место, загроможденное людской массой и надувными матрасами. Вода там противно мутная, напоминающая больше озеро в известняковом карьере, нежели чем море. К семи часам вечера, как по известному всем, кроме меня, правилу, туристы исчезают из воды.  Ни одного человека, хотя сотни были всего за час до этого. В тот момент, уставшая, я падаю в это тоже обессиленное море, и мы вместе отходим от дневной суеты. В тишине и спокойствии, я наслаждаюсь видом на виллы на склонах холмов. Почему-то в самых роскошных виллах никогда не горит свет. Как будто их хозяева покидают их на период массовых отпусков.     

Мой взгляд прикован к вилле Коломбьер (Les Colombieres), окруженную высокими кипарисами, затмевающими своей красотой оливковые деревья и местные пальмы. На фоне других светлых вил, ее фасад отличается своим глубоким цветом терракоты.  

Правда, вся красота виллы скрывается за фасадом, где патио и стены комнат расписаны художником Фердинандом Баком (Ferdinand Bac) по мотивам путешествий Одиссея. Но и это не самое главное, что поразило меня. 




Вилла окружена средиземноморским садом, где комнаты, тропы и лабиринты рассказывают древнегреческие мифы. Сад кажется слегка запущенным, но это лишь иллюзия. Здесь нет ничего случайного. Каждый камень лежит, каждое дерево растет там, где задумал его создатель. Посетитель натыкается на мифы, не подозревая этого, и впитает дух сада настолько, насколько позволит его знание средиземноморской культуры. Это эстетически красивый сад, это философский сад, это волшебный сад. Этот сад - великолепная книга, вдохновленная мифами и средиземноморской культурой, и одного посещения мало, чтобы прочитать её. 

Медуза Горгона смотрит своими пустыми
глазами со склона, а перед ней тысячи несчастных, обращенных ею в камень.

У буйков я неохотно разворачиваюсь и отвожу взгляд от виллы Коломбьер.

Самое эмоциональное купание - это, конечно, ранним утром. Многие хотят плавать в тишине на восходе солнца, но только единицы прилагают усилие, чтобы воплотить это в жизнь. Мой дедушка любил плавать только по утрам, а днем заходил в воду только потому что надо. В детстве, я не понимала чем утреннее море лучше, а теперь я это знаю и тоже плаваю днем нехотя. 

Я дописываю последний строки уже из Брюсселя. За окном много зелени и моросит дождь. С трудом верится, что всего в часе на самолете, мир сотверен другими красками, и море, море, море. Хотя бы надо купить дыню.



Comments