Отпуск

Ruvan Wijesooriya "Пурпурное платье"

В том октябрьском вечере не было ничего приятного. В воздухе парил моросящий дождь, медленно пронизывая все холодной влагой. В свете фонарей изредка появлялись скованные фигуры людей, торопившихся добежать до тепла. Иногда, поскользнувшись на размокших листьях, они приостанавливались, но, отойдя от испуга, и, взбодрившись выплеском адреналина, прибавляли шаг, наверстывая потерянные секунды. Конторские здания стремительно темнели, а небо над спальными районами озарял мягкий свет уютных кухонь. 

Только на четвёртом этаже Департамента социального страхования одиноко горел свет. В кабинете 412 главный специалист отдела семейных пособий потерял вдохновение. Он не мог его отыскать ни в углах, ни в кружке с остывшем кофе, ни в коридоре около принтера. За окном вдохновения тоже не было: в стекле отражался тот же угрюмый кабинет и приунывший главный специалист со  сгорбленным позвоночником. Спешить было некуда, не к кому, да и лень.

На обложке глянцевого журнала, лежавшего на краю стола, грациозная балерина выполняла арабеск пенше, ласково устремив взгляд на маленькую девчушку в тюлевом платье. Мама и дочка. Главный специалист несколько секунд смотрел в их направлении, то ли рассматривая фотографию, то ли сквозь нее, а потом брезгливо отодвинул журнал пальцами. "Лицемерки эти мамаши. Все жалуются на недостаток времени, денег, сил. А вон те, посмотрите. Как фотографироваться, краситься, одинаковые платьица покупать, так на это у них время есть. Нет, так дело не пойдет. Будем называть все своими именами".  Специалист выпрямил позвоночник, энергично взял ручку и вдохновлено принялся исправлять все к лучшему: 

ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ РОДИТЕЛЬСКИХ РАБОТ ОТПУСКОВ И ПОСОБИЙ  
СТАТЬЯ 2
РАБОТА ОТПУСК ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ  


 ***
Кто бы ни был тот чиновник и какие бы ни были его мотивы, но любой родитель знает, что уход за младенцем нельзя назвать отпуском. Даже такие нехитрые каждодневные традиции, как вместе поужинать всей семьей за столом, становятся временно недоступными. Дел и забот хватает на весь день и к вечеру потребности сна и тишины пересиливают все остальные желания. Когда же удается включить в рутину даже малейший творческий элемент, это доставляет такое невероятное удовлетворение.. как от отпуска. Появляется надежда, что пройдет время и жизнь опять станет разнообразной. 

Книги. Даже если читать регулярно, это нельзя назвать рутиной, потому что каждая книга уникальна. Сейчас же прочтение книги приравнивается к маленькому достижению. Секрет в том, чтобы читать маленькими порциями, но регулярно, несколько раз в день.  

Есть книги, о которых слава идет впереди них. Еще до того, как открыть их, нас уже предупредили, что надо будет восхищаться. В этой, пусть и позитивной, предсказуемости заключается их беда. У меня есть не тронутый список известной литературы, но я систематически выбираю к прочтению книги и авторов, о которых я никогда раньше не слышала, ведь так хочется самой найти алмазы.  

Азар Нафиси открыли и признали уже до меня, но ко мне ее автобиографический роман "Чтение "Лолиты" в Тегеране" попал случайно. Это первая книга, которую мне удалось прочитать после рождения Маркуса! /Удары фанфар/ 

После окончания университета в США, автор вернулась на родину в Иран, чтобы преподавать английскую литературу в Тегеранском университете. После исламской революции 1979 года ее исключили за либеральные взгляды. Оставшись без возможности преподавать, она тайно собирала семь своих самых одаренных учениц у себя дома, чтобы вместе читать и обсуждать запрещенных западных авторов, Набокова, Фицджеральда, Джейн Остин... Романтика и триллер. 

Книга соединяет художественную литературу с реальными историями из жизни автора и ее подопечных в Иране в те поворотные годы. Мне же эта книга вернула яркость воспоминаний об уроках литературы, книжном салоне в библиотеке тети Люды и о том наслаждении, которое я получала от обсуждения книг. Сколько эмоциональной самоотдачи, споров, мыслей было в этих обсуждениях..  

Мне кажется, что эта книга понравится тем, кто когда либо посещал литературные встречи; также тем, кого интересует история революции в Иране, написанная рукой очевидца; да и любому тому, кто ценит хорошие книги с глубоким сюжетом в прекрасном повествовании.   

П.С. Я сфотографировала книгу на фоне работы нью йоркского фотографа Рувана Виджеесории  "Пурпурное платье", снятую в Бруклине. Я обожаю эту фотографию и практически могу почувствовать прикосновение шелка к коже. Мне представляется, как его владелица, будучи еще опьяненной атмосферой вечеринки, выбежала в прохладу ночи, но увидев фотографа,  подарила ему этот эффектный взмах шлейфом. А еще, эта фотография ассоциируется у меня с 90-ми (этого фотограф вряд ли мог ожидать):  задние фары черной иномарки старой модели в темноте, серый асфальт с пятнами и пурпурно-фиолетовый цвет, который неизменно напоминает мне жатый болоневый плащ того времени. Пока же я читала книгу Нафиси, девушка из Бруклина стала превращаться в арабскую девушку, но тоже бунтовщицу, как и сама автор. Вот такие метаморфозы.

Comments