О том, что не вмещается в рамки картины


У нас сегодня было большое событие - Сандра презентовала свое первое домашнее задание. Задача была написать букву и иллюстрировать ее словом, начинающимся на эту букву.

- "Это буква "Б", как "Бармалей". 
- А почему ты выбрала эту букву?
- Потому что мама сказала...
- Ну что ж, так тоже можно! 

Устами младенца... все правда. Букву Сандра написала сама, нарисовала все сама, а вот подтолкнула ее к идее я.  Я чувствую себя немного виноватой, что вмешалась в процесс, но все это в новинку нам обеим. 

Подготовить домашнее задание - это так же сложно, как научить ребенка правилам игры. Мы играем в футбол ногами, а если ребенок хочет играть руками, по своим правилам, то почему это неправильно? На самом деле, ее правила не хуже моих или общеизвестных и она, просто, еще не убедила в своей правоте достаточное количество людей. Если убедит, то вот вам и новое правило. Почему она должна рисовать буквы, если сейчас ей хочется рисовать цифры? Потому что учительница К сказала? Если бы это было так просто..

На убеждение ушло два дня. Хитрость была в том, чтобы она решила сама, что хочет сесть и нарисовать. Мне пришлось приложить к этому немало интеллектуальных усилий, продумать стратегию, аргументы, подобрать правильное время. Это сложнее чем приказ, но результат получается лучше, а процесс веселее. 

Как интенсивно можно вмешиваться в творческой процесс? Что посоветовать, где похвалить, где остановить? Ей хотелось, чтобы мы делали вместе, а я хотела, чтобы она работала сама. Когда я стала разукрашивать вместе с ней белым карандашом, она посмотрела на меня и серьезно сказала: "Ну мама, так ведь ничего не видно!" Значит, все-таки хочет моего участия. Когда я сказала, что мне не нравятся красные зубы, она повела плечами и сказала, что все равно они будут красными. 

На этой неделе попробуем еще раз. Я думаю, ей понравилось показывать свою работу, рассказывать о ней и получать похвалу. Посмотрим, насколько будет легче в этот раз.

Напоследок расскажу другую историю из жизни.

Какая замечательная фотография, правда? У нас был урок и природоведения, и математики, и мы провели вместе с пользой час времени на свежем воздухе! А сколько стихов мы вспомнили. 

Я называю такие фотографии: "Успокоительное для бабушек и дедушек". Они отвечают всем критериям их представления о правильном воспитании. А еще, если выложить такую фотографию в социальные сети, то некоторые мамы точно потеряют покой (я нашла эту идею именно в интернете). 

История за кадром была совсем другой: почему нужно собирать две маргаритки, если хочется собрать четыре. Почему нужно искать одуванчики, если их тут явно нет? Зачем собирать травку, если можно цветочки и, вообще, давай играть в прятки. Я расстроилась, что моя игра не задалась; Сандра - что я не хотела играть по ее правилам. Обе вернулись домой злыми и уставшими.

Ничего, все плохое забудется, а фотография останется, не правда ли?

    



Comments