Бекар

Был ли у меня талант к музыке или его не было, мне сейчас уже не узнать - музыкальная школа накрыла на годы все медным тазом, включая самое главное - желание играть для себя, когда никто больше не заставляет. 

Из 5 лет в музыкалке, счастливым у меня был самый первый год, когда учат, что руку надо держать так, как будто в ней спрятан  мячик для пинг-понга.

У меня была ласковая учительница и когда я вспоминаю наши уроки, то представляю светлое лакированное пианино с шершавыми клавишами, пухленькие руки Р.Л. и легкий запах сигарет.

В то время, я занималась музыкой увлеченно, учила для себя и даже что-то сочиняла для регулярных домашних концертов, которые собирали полный зал: мама, папа, дедушка и бабушка. (Не помню Таи, дело было серьезное, наверное детей в зал не пускали..)

А потом у Р.Л. случилось страшное горе и она перешла работать ближе к дому. Меня стали перебрасывать от учителя к учителю и все было уже не так, как раньше. Я думаю, никто не осознал, как тяжело мне было перестроиться к новым условиям, включая самих учителей. Если Р. Л. удавалась открыть во меня самое лучшее, то всем остальным удавалось выудить из меня самое темное, включая поведение. " Даша, если ты не перестанешь себя так вести, то я могу усомниться в твоем воспитании!" Положа руку на сердце, могу подтвердить, что у них было на то полное право. 

Как любой приемыш, я была довольно враждебно настроена, скучала, замечания встречала в штыки, переодически плакала. Так и получилось, что интерес к музыке я потеряла, все дружно пришли к выводу, что таланта у меня нет, но закончить хоть начальные классы я была кому-то должна, и поэтому я уныло продолжала мучать всех своей интерпретацией  классиков.

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь..

"Чему-нибудь и как-нибудь": Трезвая оценка несовершенства своих навыков может служить препятствием для их развития. Практически двадцать лет я не садилась за инструмент, потому что была убеждена, что при моей технике и уровне игры, на это не стоит тратить время. Меня смущала перспектива того, что кто-либо услышит, как я играю. Боялась попасть в неправильную ноту, не тем пальцем, не в правильном ритме, забыть последующий такт, да так, что прийдется начать сначала, а потом еще и еще раз, пока кто-нибудь из зала не крикнет: "там СИ"...

Так было до тех пор, пока я не переосмыслила для себя значение фразы "училась понемногу". Даже если и "как-нибудь", "понемногу" - это уже больше чем умеет большинство, а при желание заняться чем-нибудь кроме "работа-детский сад -дом", совершенствование уже имеющихся навыков намного удовлетворительней и расслабляюще, нежели начинание чего-либо с нуля. Более того, в моем возрасте, я уже перестала конкурировать с миром за звание лучшей, а откровенно признаю свои слабые стороны. А когда стыд за свои навыки перестает быть барьером, то появляется желание попробовать их улучшить - уже для себя, без напряга и стресса. Появляется интерес.

С этими мыслями я и достала из подземелья свое пианино. Да, можно учиться музыке и вне стен музыкальной школы, но вот выкинуть музыкалку из головы намного тяжелее. Вспомнить азы мне помогает репетитор А.

Мне жаль, что я не описала своих ощущений от своего первого урока 20 лет спустя: ладони запотели, играть и дышать одновременно было непосильной задачей.. Это ощущение длилось недолго, ведь музыкалки больше нет, нет концертов, нет обязательств. Есть только я, ноты и инструмент.

Я одеваю вечером наушники и погружаюсь в процесс разбора произведений - если сложные моменты раньше меня пугали, то теперь мне они нравятся больше всего. Метроном стал моим помощником, гаммы меня не обременяют.  Я как будто распутываю цепочку - медленно, систематично, вдумчиво, получая удовлетворение, как от процесса, так и результата.  Когда А. сказала слово "бекар", я улыбнулась - из глубин моей памяти, медленно, ко мне стало возвращаться значение слова, которое я не слышала двадцать лет. Невероятное чувство.

В общем, этот пост я посвящаю всем вынужденным ученикам музыкальных школ, которые помнят и рассказывают много анекдотов, связанных с этим временем в детстве, но никогда не садились за инструмент после окончания школы. А жаль, это ведь такое сокровище. 




Comments