Против чего я протестую?

Как молодой маме мне сильно пришлось адаптировать свою культурную программу и где-то пойти на временные уступки. Вечера с друзьями заменились бранчами; театр - дневными детскими представлениями.  Самым доступными остались выставки. Можно выкроить момент во время обеденного перерыва, правильно распланировать деловую поездку, чтобы успеть посетить выставку, или сходить в музей в субботу со всей семьей.

Недавно мне удалось посетить в Лондоне  одну  яркую выставку,  "Я протестую", которая натолкнула меня на размышления  о моих личных возражениях.   Оказалось, что это непросто описать словами, потому что я больше придерживалась позиции  "не  судите, да не судимы будете." Это очень удобный принцип и с ним легко идти по жизни: все тебя любят, никому ты  не мешаешь,  все проблемы, если уж прямо в морду не бьют, вроде как и не твои. Только сейчас, больше чем когда либо, мне хочется выражать свои позиции ясно и громко, потому что очень многое, что мне казалось само собой разумеющимся и, следовательно, не нуждающемся в объяснении и защите, больше таковым не является.

Я попробую описать, что я конкретно имею ввиду, но сначала пару слов о самой выставке. 
До 20 января в Британском музее проходит выставка "Я протестую." ("I object. Ian Hislop's search for dissent"). Историю пишут победители, но не все согласны с их трактовкой событий, не все уживаются со сложившемся положением дел. И это хорошо. Протест - это движущая сила социальной и политической трансформации и люди в любые времена искали способы высказать свое несогласие. Возможность высказать протест и реакция со стороны властей  - важные индикаторы того, живем ли мы в свободном и демократическом обществе.
   
На выставке представлено более 100 экспонатов от граффити в древнем Египте, карикатур королей и надписей на денежных банкнотах, до известных символов протестов наших дней: желтые зонтики в Гонг Конге,  розовые шапочки с "ушками" (pussy-hat) марша женщин против нынешнего президента США. Протест открытый и потаенный, сатирический и яростный, высоко художественный и легко понятный. 

Это очень познавательная, интерактивная выставка, переплетающая глубокое исследование исторических материалов с юмористическим повествованием, когда это уместно. Если получится попасть в Лондон, то сходите на эту выставку, она того стоит.

Против чего же протестую я?

Есть мелочи, которые мне неприятны. Например, меня задевает, когда в общественном транспорте, кто-то кладет ноги на пустые сидения. Я это терплю молча и просто чаще стираю свои вещи. 

Есть более серьезные темы, как проявление сексизма в повседневной жизни (об этом я уже писала), где я более открыто оппонирую, но я также понимаю, что и без моего активного участия, этой теме уделяют внимание влиятельные люди  и ситуация улучшается.

И наконец, есть всепоглощающая тема растущего популизма, где каждый голос, особенно в год  государственных и европейских выборов, имеет значение.  Размышляя на эту тему, я очень долго не могла  перейти от эмоций и возмущения к рациональному анализу этого явления. Что такое популизм и что меня в нем особенно тревожит?

В детстве, когда я жаловалась, что мне что-то непонятно, моя бабушка мне говорила: "А ты возьми книгу и прочитай!". Разобраться в основах популизма мне помогла книга профессора Принстонского университета Яна-Вернера Мюллера: "Что такое популизм?"

Не все, кто критикуют политическую элиту и либеральные принципы являются автоматически популистами. Хоть я и не разделяю их политические взгляды (на эмиграцию, национальную идентичность, однополые браки, гендерное равенство, роль Европейского Союза..), я не отвергаю их право на существование. Частично их критика обоснована и к ней обязательно нужно прислушаться. В разнообразии взглядов заключается красота демократии: общество состоит из свободных и равных, но разных индивидуумов. Они выбирают себе представителей, которые будут отстаивать их интересы в политическом споре, иногда побеждая, иногда проигрывая, но чаще всего, находя компромисс.

Отличительная черта популистов заключается в том, что они не признают разнообразия взглядов, как основу демократии: только они знают правду, только они воплощают моральные ценности, только они представляют настоящих граждан, а их оппоненты - коррумпированные и безнравственные. Неверующие в  их философию будут исключены из политического процесса. Другими словами, популисты являются не просто угрозой свободе и развитую либеральных  взглядов, а основной угрозой для самой демократии.   

Если я не могу сказать, что признание однополых браков это моя личная война, то я точно могу сказать, что защита демократии это мой абсолютный приоритет и гражданская обязанность. Я не могу даже представить, какое место человек моего происхождения и убеждений будет иметь в обществе, где правят популисты. Простое следование принципу "не судите, да не судимы будете" не обеспечит мне светлого будущего. Для себя я решила, что сейчас для меня важно быть активной, судить (быть судимой, если хотите), ГОЛОСОВАТЬ, отстаивать свои позиции, но главное не молчать, потому что дальше по течению огромный обрыв.


Голова и мозги. Ричард Ньютон (1777-1798). Головы британского премьер министра, Уильяма Питта и Короля Георга III на блюде..4 года спустя после казни французского короля Луи XVI... думается, не все нашли эту карикатуру смешной.      

На следующий день после инаугурации президента Дональда Трампа, в Вашингтоне и других городах США прошла масштабная акция протеста, именуемая "Марш женщин". В ней приняли участие около 2 миллионов человек. Акция была посвящена защите прав женщин, прав ЛГБТ-сообщества, расового равенства, свободы вероисповедания и прав трудящихся, а также вопросам, касающимся реформы иммиграционного режима и реформы здравоохранения. 

 Махатма Ганди, лидер индийского движения за независимость, призвал индусов ткать хади, ткань ручной работы, как символ сопротивления британскому правлению. Принудительный импорт английских нитей и тканей разрушил текстильную промышленность Индии. После этого прялка стала главным символом движения за независимость.

Во время арабского восстания с 1936 по 1939 годы куфия, мужской головной платок,  стал объединяющим символом палестинской национальной идентичности. Ясир Арафат сворачивал куфию через правое плечо, чтобы оно напоминало карту его столь желанного палестинского государства.

Промышленный саботаж? Деревянная основа этих башмаков вырезана из одного бруска, имеет железные накладки и кожаный верх. Слово «саботаж» часто связывают со старым французским словом, обозначающим деревянные башмаки "сабо" ("sabot"). Предположительно, рабочие бросали эти башмаки в механизмы машин, чтобы сорвать производство во время трудовых споров. Это хорошая история, но исторически не доказанная. 

"Никогда не забывай позор страны" Изображение и надпись на обороте чайника напоминают о японском вторжение в Маньчжурию в 1931 году.

Украшение этого чайника несет политическое значение. Цветок, крупный цветущий пион, ассоциируется с высоким статусом. Здесь отсутсвие цвета становится метафорой потери многими этого статуса после краха династии Цин (или Маньчжурской династии) в 1911 году. 


В 2005 году художник, известный как Banksy, установил - без разрешения Британского музея - этот фрагмент «наскальной живописи» в одной из галерей музея. Он даже дал ему поддельный идентификационный номер и ярлык, имитирующий стиль музея. Фрагмент висел на протяжении трех дней, прежде чем музей Banksy оповестил музей о своей выходке через свою веб-страницу. 



Comments