Я часто слышу мнение, что Брюссель скучный город. Вот Париж, Лондон - это совсем другое дело. А Брюссель - так, город бюрократов.. Я особенно не спорю. Брюссель - не каждому придется по вкусу. А еще, для того, чтобы оценить Брюссель по достоинству, нужно быть любопытным.
Бельгийцы не трясут золотыми цепями и не хвастаются своим сокровищами, но они и не особенно их прячут. Просто нужно не лениться заглядывать за фасады, говорит с людьми и слушать их истории. Тогда город оживает.
Бельгийцы не трясут золотыми цепями и не хвастаются своим сокровищами, но они и не особенно их прячут. Просто нужно не лениться заглядывать за фасады, говорит с людьми и слушать их истории. Тогда город оживает.
Этим вступлением я открываю новую рубрику в своем блоге - Уголки Брюсселя. Я не могу сказать "мои уголки", потому что места, о которых я буду писать, открыты для всех. Я также не могу сказать "потаенные", потому что никто не держит их в тайне - просто их громко не афишируют. Начну я эту рубрику с описания места, которое все в Брюсселе знают, но куда заглядывают намного реже.
La Maison Cauchie
В 1905 году художник, архитектор и декоратор Поль Коши и его жена Лина (Carolina Voet) разрабатывают и строят дом с видом на Парк Пятидесятилетия (независимости) по адресу Francs 5. Дом находится в 10 минутах от моей работы и я практически ежедневно любуюсь им.
Супруги Коши познакомились будучи студентами Королевской Академии Изящных Искусств (Лина была одна из первых женщин принятых в академию) и этом дом был их совместным личным и профессиональным проектом. На фасаде второго этажа дома так и написано: "Par nous, pour nous" (нами, для нас).
Фасад дома можно встретить во всех путеводителях, посвященных брюссельскому модерну (Art Nоuveau). На нем изображены восемь аллегорий искусства, в том числе живописи, архитектуры, скульптуры, музыки, ювелирного искусства. Круглое окно и тонкие деревянные колонны говорят о приверженности авторов к японским архитектурным традициям. Также есть теория, что в решетке балкончика на последнем этаже, читается "МА", что в японской культуре означает интервал времени, в котором ничего не происходит; пустоту. А также МА проявляется в особом чувстве ритма и понимании японцами друг друга без слов.
По другой догадке, это посвящение шотландскому архитектору Чарльзу Макинтошу - родоначальнику стиля модерн в Шотландии. Поль Коши был его фанатом. Вообще, весь дом наполнен символами и можно часами обсуждать их разное значение!
Фасад и интерьер выполнены техникой сграффито, которая заключается в том, что на грунт наносится два тонких, различных по цвету, слоя штукатурки, в данном случае темного внизу, бежевого поверху. Пока штукатурка сырая, верхний слой процарапывают по заданному рисунку. Коши делал все эскизы на тонкой бумаге, которую потом накладывал на влажную штукатурку и переводил изображения на стены. Разумеется, эти эскизы не сохранились. Как нам объяснили, работать надо было очень обыстро.
Дом был своеобразной витриной услуг супругов Коши, а для большей понятности, по обе стороны от главного входа весели афиши-сграффито, детально описывающие предлагаемые услуги. После смерти Поля Коши, его жена Лина, замазала эти афиши, потому что люди продолжали стучать в двери дома, а ей уже хотелось просто покоя.
На самом деле, Поль Коши создал за свою жизнь только 4 дома (из которой два были для себя), но его сграффито украшают дома по всей Бельгии. Если фасадом может любоваться каждый, то двери дома открывают для публики в первые выходные каждого месяца.
Как многие другие архитектурные драгоценности в стиле модерн, дом Коши был на грани разрушения к концу 1970 года. После смерти Лины Коши дом стоял практически заброшенным, пока его не купил некий Guy Dessicy, а его дочь сейчас проводит там экскурсии, что, конечно, придает мероприятию особый характер.
Guy Dessicy малоизвестен публике (как я и сказала, бельгийцы не звенят в колокола о своих достижениях), но он был важной фигурой бельгийского культурного общества. Прежде всего его будут помнить за его вклад в признание комиксов, как вида искусства.
Думаю, что не совру, если скажу, что в Эстонии комиксы ассоциируются с чем-то очень поверхностным и примитивным. Я, по крайней мере, относилась к ним в детстве с пренебрежением - мол, для тех, кому книжки без картинок не под силу (признаюсь, мне нравился глянцевых журнал Мики Маус, но читала я его с чувством вины и только чуть-чуть). Не знаю, как в других странах, но во Франции и Бельгии к комиксам относятся очень серьезно. Это - отдельный жанр литературы, которому в книжных магазинах посвящены громадные отделы, а в академии искусства на ряду с классической живописью, можно также взять специальный курс рисования комиксов. Честно говоря, я так и не прониклась этим жанром, но тем не менее, теперь я отношусь к нему с большим уважением.
Так вот, Guy Dessicy был близок к бельгийскому художнику комиксов Эрже - автору, одного из самых знаменитых европейских комиксов ХХ века - Приключения Тинтина (гордость бельгийцев!). На протяжении 30 лет, он руководил издательством Publiart, которое публиковало комиксы, а начинал он свою карьеру, как колорист и ассистент Эрже.
Будучи также большим поклонником стиля модерн, Dessicy покупает дом Коши у дочери архитектора, которая также предлагает ему выкупить у нее коллекцию работ и картин своих родителей. К счастью, денег хватило и на это и теперь все эти работы можно увидеть в музее дома.
По сохранившимся фотографиям дома 80-х годов, можно оценить смелость приобретения: куски сграффито буквально обваливались один за другим, разбитые стекла, прекрасные сграффито внутри в салоне были заклеены обоями... Семья Dessicy никогда не жила в этом доме и вначале идея была открыть там музей Тинтина. Проект не удался, но послужил толчком к идее создания музея комиксов в Брюсселе, ныне Бельгийский Центр Комиксов, который находится в прекраснейшем здании в стиле модерн Виктора Хорты. Guy Dessicy был почетным президентом Центра до самой смерти в 2016 году.
Вот такой получился обзор. На последок интересный факт - одним из характерных элементов дизайна Коши была роза, которой он обильно украшал свои сграффито. Только на этот образ его вдохновил не цветок, а объектив фотоаппарата! По-моему, это изображение комплемент как цветку, так и оптике.
Вот такой получился обзор. На последок интересный факт - одним из характерных элементов дизайна Коши была роза, которой он обильно украшал свои сграффито. Только на этот образ его вдохновил не цветок, а объектив фотоаппарата! По-моему, это изображение комплемент как цветку, так и оптике.
Ну и совсем в завершении, в помещении не разрешается фотографировать, поэтому, тссс, никому не рассказывайте:




Comments
Post a Comment