2+2



Две книги и два фильма, которые я для себя открыла в этом месяце и могу смело посоветовать.


Хладнокровное убийство (Трумэн Капоте): Я знала, что это один из шедевров американкой литературы ХХ века, но из-за мрачного сюжета, основанного на реальных событиях, я все откладывала его прочтение. Книга пылилась у меня на полке несколько лет, а прочитала я ее за два дня. Просто не могла оторваться.

В маленьком городке происходит зверское убийство семьи богатого фермера: отец, мать, двое детей-подростков. Детективных загадок, включая кто убийца, нет. Все известно изначально.  Это роман-репортаж, основанный на откровенных беседах с близкими жертв, убийц и самыми убийцами, раскрывающий о них больше, нежели мы знаем о своих знакомых. Не знаю, что в этой книге тревожит эмоционально больше: возможность поминутно прожить последний день жертв, или увидеть мир и происходящее глазами убийц. Пугает, что
убийцы, даже принимая во внимание их социальные и психологические особенности, оказались столь обычными членами общества: как легко они решились на этот поступок, и как мало они сожалели о содеянном.        

"Лунатики. Как Европа вступила в войну в 1914-м" (Кристофер Кларк) - я попросила Марта подарить мне на Рождество книгу о причинах югославской воины, а он подарил мне книгу о причинах Первой Мировой войны. Дело в том, что конфликты не рождаются на пустом месте, это выплеск накопившегося напряжения. Как нельзя понять причин югославского конфликта без понимания балканских отношений в течении последнего полувека, так нельзя понять причин Первой Мировой войны без анализа событий 50-60 лет до ее начала.

Можно ли было избежать войны, если бы эрцгерцог Франц Фердинанд и его жена вернулись бы в Вену, а не были бы убиты Сербским националистом Гаврило Принципом в Сараево 28 июня 1914 года? К началу 1914 года, Европа была большим комком нервов, где соперничество за мировое влияние, паранойя, амбиции, конфликты государственных и личных интересов, некомпетентность  парализовали международные отношения, отрывая путь силовым решениям.

Это абсолютно замечательный и понятный исторический анализ событий и их участников, которые привели к этой трагедии. Одна из  лучших исторических книг, которых я когда-либо читала.     

Смерть Сталина (2017): В последнее время у меня очень много работы и практически все вечера заняты. Поэтому, когда в мой единственный свободный вечер, Март предложил посмотреть фильм про смерть Сталина, то восторга это у меня не вызвало. Так как ничего другого смотреть у нас не было, то я насупилась, но смирилась. Ворчала вроде тоже. 

Это политико-сатирическая комедия/драма, созданная шотландским режиссером Армандо Ианнуччи, рассказывающая о гонке за власть после смерти Сталина. Так как картина рассказывает об истории СССР, но сделана не русскими, то в России на нее обрушилась масса критики, Министерство Культуры устроило общественный просмотр с участием всех отцов отечественной кинематографии, депутатов Госдумы и других важных деятелей, и фильм нафиг запретили. А фильм ведь замечательный и смотрится на одном дыхании. Нет! Это не насмешка над советским народом или историей другого государства. Создатели нисколько не преуменьшили ужасы того времени, но очень тонко высмеяли эгоизм и страхи верхушки власти. Я не берусь судить о правильности всех исторических фактов, но видно, что за сценарием стояли не аматеры. В общем, советую! Смешно, остро и познавательно. 

Квадрат (2017): Как часто вы ощущаете на выставке современного искусства, что вы в полном пролете? Я так очень часто выхожу с современных выставок в полной растерянности, скорее истощенной, нежели окрыленной. "Квадрат" - это многогранный фильм, шведского режиссера Рубена Эстлунда, затрагивающий многие темы, но критика современного искусства один из центральных мотивов. Что есть искусство? Нужна ли провокация, что бы поднять рейтинг объекта и возвести его в ранг предмета искусства?

Фильм был удостоен Золотой пальмовой ветвью на Каннском кинофестивале и о нем ооочень много написано в основном хвалебной критики. Это опять-таки сатирическая драма, где главный герой фильма - куратор музея современного искусства. После того, как у него воруют на улице телефон и бумажник, он принимает ряд судьбоносных решений, а потом разбирается с последствиями. Это фильм о границах доверия, толерантности, ответсвенности. О неплохом человеке, который делает плохой поступок, растет от отрицания содеянного к пониманию, желанию это исправить и, в результате, становится лучше.  



       

Comments

Post a Comment